Мир, львов

Вилла на Кресте. Львов.

На пересечение трёх улиц — генерала Чупрынки, Киевской и Котляревского стоит вилла многих имён — вилла на Кресте (из-за расположения), дом Островерхова, вилла Дзивинского или вилла ректора политехники. Эту виллу легко узнать по башне и очень ветхому состоянию. Хотя там можно рассмотреть и яркие элементы декора фасада и резьблённые детали.

Проектировали виллу самые известные архитекторы Львова Юлиан Захариевич и Иван Левинский, первым владельцем стал ректор Львовской политехники Заслав Дзивинский. Он прожил здесь 10 лет с 1910 по 1920 годы. После Первой мировой войны здесь жил львовский купец Шулим Валлах. В 1920-х — 1930х годах — пианист еврейского происхождения Леопольд Мюнцер, очень известного в тот период. Представляю, как пианист играл прославившие его интерпретации произведений Шопена, пока его соседи медленно наматывали круги вокруг его дома. Судьба Леопольда трагична. Он погиб в Яновском лагере смерти, где играл в лагерном оркестре «Танго смерти». Такое название не просто так получил оркестр. Создание оркестра инициировал садист и заместитель концентрационного лагеря, который раньше играл на скрипке в кофейнях Катовице. В оркестре состояли самые известные и лучшие музыканты Львова. Чаще всего они исполняли танго неизвестного автора. Во время одного из исполнений этого танго оркестр расстреляли. Совсем незадолго до прихода Красной армии..

Перед Второй мировой войной в вилле жил с семьёй Владимир Кузьмович — педагог и журналист.

После второй мировой здесь поселился один из самых эксцентричных жителей — человек, которого во Львове до сих пор вспоминают недобрым словом и до сих пор распутывают клубки легенд — Николай Островерхов. Известность свою приобрел благодаря огромной коллекции предметов искусства, которую он начал именно с семейных ценностей (но это не те, которые так рьяно защищают в последнее время от «пропаганд Запада») семьи Кузьмовича, которого отправили в ссылку. Циничный Николай выкупал вещи за бесценок, забирал под угрозами и просто крал со старых квартир, храмов, кладбищ, библиотек и музеев. Вот, что говорит о нем дочь Кузьмовича, Ольга:

«Сам охотно ходил в шелковом наряде с шарфиком на шеи и никогда не видели его в мундире. А коллекции французской косметики ему бы позавидовала любая женщина … Рассказывали мне во Львове, что он часто высылал агентов КГБ к лицам старшего возраста, еврейского или украинского рода с новостью, что их ждет в коротком времени ссылка в Сибирь. Поэтому, мол, лучше распродать поскорее все ценное и закупить теплую одежду и сухие продукты. Испуганные жертвы продавали все, что имели, подсунутым Островерховым покупателями, и ждали на ссылку, которая так не случалась».

После смерти Островерхова его коллекцию драгоценностей вывозили на 11 автомобилях, для описания самых ценных вещей понадобилось 121 страница машинописного текста, и около 2000 вещей признали музейными ценностями. Сейчас части этой коллекции можно найти во Львовской галерее Искусств, дворце Потоцких и Олесском замке.

Сегодня в доме работает научное общество им. Тараса Шевченка. Опять же, что бы это ни значило.

Вилла на Кресте. Львов.: 4 комментария

  1. Интересный рассказ. Спасибо.
    У таких домов есть история. Дома переживают своих хозяев. Люблю старые дома. Это как люди, прожившие долгую и сложную жизнь. Столько всего перевидавшие!
    У меня есть история о доме. Старом деревянном доме, которому более ста лет. Моей мечте, которая стала реальностью. Я об этом напишу когда-то позже в своём блоге.

    Нравится

Оставьте комментарий